ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Законы физики и общества накладывают на каждого человека множество ограничений. Любителям путешествий об этом известно, как никому другому. Чтобы добраться до интересной страны или места приходится преодолевать огромные расстояния, тратить большое количество денег, испытывать дискомфорт от долгой ходьбы или изнуряющей жары. Теперь представьте, что все эти ограничения вдруг потеряли свою силу, и вам стали доступны все красоты мира  — достаточно лишь нажать на пару кнопок и оказаться на диком пляже какого-нибудь Тихоокеанского острова, пройти обзорную экскурсию по Флоренции или полюбоваться норвежскими фьордами с высоты птичьего полета. Еще совсем недавно такую технологию можно было встретить только в научно-фантастических романах, но в скором времени все кардинальным образом изменится.

Виртуальная реальность — вот мощнейший инструмент, который может совершенно изменить современную культуру и расширить понятие свободы для огромного числа людей. Ученые и разработчики вот уже более 30 лет пытаются создать устройство, способное полноценно погружать пользователей в виртуальный мир. В 90-е годы прошлого века на рынок вышло несколько девайсов, которые можно считать робкими попытками «прощупать» будущее — на тот момент просто не существовало технологий, которые могли бы обеспечить нужное качество изображения и других эффектов для достижения настоящего ощущения реальности, при этом не имея ценник в несколько сотен тысяч долларов.

Несомненной пользой таких устройств стало то, что они «воспитали» целое поколение геймеров и предпринимателей, уверенных в колоссальных возможностях этого направления. Среди молодых энтузиастов виртуальной реальности оказался и Палмер Лаки — основатель компании Oculus VR, которая уже в самое ближайшее время запустит в серийное производство шлем Oculus Rift. Не отстают и конкуренты — выпуск своих устройств анонсировали такие монстры в мире электроники, как Sony и Samsung.

Основные причины такого всплеска развития технологий виртуальной реальности — удешевление процессоров, миниатюризация компонентов (например, акселерометра и гироскопа) и увеличение разрешения дисплеев. Также для потребителей большое значение имеет и цена подобных устройств. Согласно заверениям разработчиков, стоимость серийных шлемов виртуальной реальности будет находиться в пределах 200–400 долларов, что сопоставимо с ценой смартфонов средней категории. Таким образом, можно не сомневаться, что в самом ближайшем будущем эту технологию ожидает серьезный успех, который повлияет практически на все сферы нашей жизни.

Сферы применения устройств виртуальной реальности

Где же могут использоваться шлемы или гарнитуры виртуальной реальности? Рассмотрим основные направления, где они имеют наибольшие перспективы:

  • Игровая индустрия. Именно здесь появление недорогих шлемов ожидают больше всего. Практически все игры представляют собой модель виртуального мира, поэтому наполнение их реалистичными ощущениями неизбежно приведет к росту популярности подобных приложений. Особенно это относится к симуляторам и шутерам, ведь шлемы виртуальной реальности в сочетании с мощными игровыми движками позволят почувствовать себя пилотом болида Формулы-1 или реактивного истребителя, окунуться с головой в сражение Второй мировой на собственном танке или оказаться с мечом в руках против армии орков.
  • Архитектура и дизайн.  С помощью виртуальной реальности заказчики смогут оценить проект здания и «прогуляться» по нему еще до того, как будет заложен фундамент. Это позволит вносить корректировки в проект на самых ранних стадиях работ.
  • Прототипирование. Создавать образцы новых автомобилей или другой техники в виртуальном пространстве и там же испытывать их — очень выгодно и эффективно, по сравнению с другими методами.
  • Медицина. Виртуальную реальность уже сейчас используют для проведения так называемых предварительных операций — когда хирург сначала оперирует в смоделированном мире и изучает свои ошибки, чтобы не допустить их в реальности. Также она позволяет выполнять манипуляции дистанционно с помощью роботов.
  • Сфера развлечений. Создание фильмов, телепередач и другого контента с возможностью свободного обзора на 360 градусов, изготовление виртуальных декораций, внедрение технологии в социальные сети — вот далеко не полный перечень уже существующих решений. В скором времени со шлемом виртуальной реальности можно будет посетить концерт любимой рок-группы или футбольный матч с полноценным эффектом присутствия.
  • Образование и обучение. Еще одна сфера, где возможности виртуальной реальности сложно переоценить. Во многих направлениях она уже успешно применяется не один год — например, в качестве пилотажных тренажеров. В последнее время внедрение виртуальной реальности также происходит в области заочного обучения, а также создании трехмерных презентационных и информационных материалов, которые значительно упрощают понимание сложных физических явлений, различных рабочих процессов и пр.